Узел Снелл: схема с фото как вязать, его преимущества и особенности

Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

Морские узлы нам известны еще со времен возникновения мореплавания, но их использовали в собственных целях первобытные люди. Считается, что стали вязать веревки еще задолго до того, как был добыт огонь. Крепкие узлы создали моряки, ведь от качества крепления мачты зависела скорость передвижения парусника и безопасность команды.

С помощью замысловатых простых узлов крепили тысячи метров такелажных снастей, мачты, реи и паруса. Насчитывается свыше 500 видов морских узлов, но в современном мореплавании используется около 40 наименований.

Морской узел может спасти жизнь

Однажды в море случилось несчастье. Моряк-подводник по неосторожности упал в ледяную воду. Пока корабль подходил на помощь, человек успел сильно замерзнуть. Попытки кинуть спасательный круг оказались неуспешными.

Было принято решение бросать канат. У тонущего руки обмерзли, он не мог самостоятельно совладать с веревкой. Человек опоясал себя, но затянуть самостоятельно не было сил.

Моряки потянули канат, он затянулся самостоятельно. Конструкция смогла удержать потерпевшего, его вытянули на палубу. Веревочное крепление спасло не одну жизнь, поэтому к нему относятся с уважением.

Соединить качественно тросы непросто. Классические узлы, которые применяются в быту для шнурования, для морского дела непригодны. Это универсальная конструкция, которая быстро завязывается и легко развязывается рывком.

Классификация морских узлов

Все названия морских узлов к нам пришли с других языков.

Термин «якорный узел» обозначался несколькими различными словами в зависимости от конструктивной особенности вязки:

  • «knot» — переплетают, связывая ходовый край с коренным, на конце каната создается утолщение;
  • «hitch» — предназначен для закрепления ходового конца к реям, мачтам, другим снастям и предметам;
  • «bend» — используют для увеличения длины троса посредством связывания двух концов.

Коренной участок каната – участок, закрепленный стационарно. Ходовый конец – свободный край, который ни к чему не крепится, с него начинают завязывать веревку.

Новичкам рекомендуется освоить технику вязания основных узлов, которые часто используются в мореходстве. Начинать нужно с простых конструкций, постепенно усложняя технику. Вязку одного узла следует доводить до автоматизма, только потом приступать к изучению новой конструкции. Следует помнить, что многие названия узлов пришли из англоязычных наречий. Одно и то же крепление может иметь до 7 названий.

Часто используемые морские узлы

Булинь является универсальным узлом, так как легко завязывается на веревке любой толщины. Его также именуют «беседочным узлом». Самостоятельно он не развяжется, не скользит по тросу, но его без усилий можно распустить, если возникла необходимость. Соединение получается одним из самых крепких. Применяют его для страховки, крепления к кольцу и гауку, швартовки и соединения разнообразных тросов.

  1. Создается петля, в которую проводится ходовый участок.
  2. Далее его заводят за коренную часть.
  3. Возвращают назад в петлю.
  4. Маленький кончик должен остаться во второй петле.
  5. Выполняют тугое затягивание.

Восьмерка получила свое название из-за внешнего сходства с одноименной цифрой. Ее применяют как самостоятельный вариант или в качестве элемента для вязки других креплений. Используется за закрепления или стопора. Его особенность в том, что такой якорный узел легко развязывается при намокании каната.

  1. Ходовый край вытягивают вдоль коренного и обводят вокруг него.
  2. Ходовый конец заводят за себя и вдевают в образовавшуюся петлю.
  3. Плотно затягивают.

Удавка применяется для поднятия груза на высоту, а также крепления веревки к опоре. Ходовую часть обворачивают вокруг предмета, а коренной участок несколько раз обводят вокруг ходового. Наиболее надежен, если в удавке для фиксации применяется контрольная затяжка.

При использовании предельной нагрузки на разрыв, после снятия груза, канат легко развязывается. Соединение очень крепкое и не теряет прочности при намокании. Карабиновая удавка широко применяется в альпинизме. Ходовая часть закрепляется на карабине в форме восьмерки, а свободная часть может охватывать опору, например, дерево.

Штык связывают из двух узлов. Он сложен в исполнении, подходит для буксировки и швартовки. В основе применяется простой полуштык. Ходовую часть обводят вокруг предмета, затем несколько раз вокруг коренной части. Штык уместен при длительном стоянии судна в порту.

Существует несколько вариаций вязки. Разновидностью его является якорный узел, который также называют рыбацким штыком. Его применяют в ситуациях, когда задействуется сильная тяга, например, при опускании якоря.

Прямые узлы уместны для скрепления ходовой части двух разных тросов. К недостатку конструкции относят очень сильное затягивание после намокания при чрезмерной нагрузке, поэтому развязать его будет сложно. При интенсивном использовании этот якорный узел может сползать. Схема вязки:

  1. Две коренные части соединяют.
  2. Перемещают ходовые концы по отношению друг к другу и затягивают.
  3. Чтобы конструкция не потеряла симметрию, концы выводят по обе части коренных участков.

Воровской узел считается разновидностью прямого, его применяют для бытовых нужд, например, перевязывают мешки с зерном. Его вяжут подобным образом, направляя концы из конструкции по диагонали по отношению к коренной части канатов. Во время нагрузки соединение может изменить форму, напоминая полуштык.

Смещение приводит к взаимному развязыванию концов. Чтобы веревка не развязывалась, меняют месторасположение концов. Их прижимают, а коренные части затягивают. Если края спрятаны, соединение внешне можно спутать с прямым креплением.

Самым непрочным является тещин узел. Его именуют также бабьим узлом. В морском деле он не используется из-за ненадежности, но на берегу его успешно применяют для упаковки товаров, вязки мешков. Края ходовой части переплетают и связывают. Несмотря на кажущуюся прочность, существует высокая вероятность соскальзывания и развязывания узла при сильном натяжении.

Хуже всего соединяются канаты разного диаметра. При выборе данной конструкции следует оценивать степень опасности, так как соединение развяжется в наиболее неподходящий момент.

Гордиев узел и морской: различия

Гордиев узел развязать невозможно. Легенда рассказывает, что однажды фригийский царь Гордий соорудил очень сложный замысловатое крепление, соединяющий ярмо скота и телегу. Предсказатель упомянул, что умелец, который сможет его распутать, будет править миром.

В 334 году н.э. Александр Македонский принял вызов развязать конструкцию и разрубил ее мечом. Это предсказание во многом сбылось. Полководцу удалось завоевать многие страны и создать самую крупную монархию того времени. С тех пор считается, что «разрубить гордиев узел» — это принять быстрое решение в сложном вопросе. Морской аналог обладает крепостью, но его можно развязать без усилий. Достаточно потянуть за свободный конец.

Прочность узла не зависит от выбранной техники вязания. Чтобы крепление выполнило свою функцию, нужно правильно его завязать.

Сейчас морской якорный узел используется на парусниках, подводных и наводных кораблях. Канаты и тросы используются на всех суднах. Без них экипаж современного флота не выйдет в рейс. Чаще всего веревочные снасти применяют для крепления груза и швартовки. Моряк завяжет сложное крепление в считанные секунды.

Правильно связанная конструкция должна выдержать четырнадцатикратную нагрузку. Причудливые названия соединений иногда режут слух, но в узле таится мудрость моряков всех стран мира, принадлежащих к предыдущим поколениям. Веревочное крепление сочетает надежность, простоту и здравый смысл. Старые моряки о дружбе говорят, как о связанной морским узлом.

Давно вы имели по-настоящему КРУПНЫЙ УЛОВ?

Когда последний раз ловили десятки ЗДОРОВЕННЫХ щук/карпов/лещей?

Нам всегда хочется получать результат от рыбалки – поймать не три окунька, а десяток килограммовых щук – вот это будет улов! Каждый из нас мечтает о таком, но далеко не каждый умеет.

Хорошего улова можно достичь (и мы это с вами знаем) благодаря хорошей прикормке.

Ее можно приготовить в домашних условиях, можно купить в рыбацких магазинах. Но в магазинах дорого, а чтобы приготовить прикормку дома, нужно потратить уйму времени, да и, по праве говоря, далеко не всегда домашняя прикормка хорошо работает.

Вам знакомо то разочарование, когда вы купили прикормку или приготовили ее дома, а поймали три-четыре окунька?

Так может быть пора воспользоваться действительно рабочим продуктом, эффективность которого доказана как научно, так и практикой на реках и прудах России?

Конечно, лучше один раз попробовать, чем тысячу раз услышать. Тем более сейчас – самый сезон! Скидка в 50% при заказе это отличный бонус!

Основные альпинистские узлы.

От умения правильно вязать и применять основные альпинистские узлы в зависит жизнь не только альпиниста, но и группы. Узнайте про основные альпинистские узлы.

Основных узлов в альпинизме — двенадцать. Сюда можно добавить еще парочку «вкусных» узлов и получится 17. Уметь вязать узлы — полезно, но недостаточно. Нужно знать и уметь применять узлы в разных ситуациях. Плюс ко всему альпинистские узлы нужно уметь вязать в зимних варежках, закрытыми глазами, за спиной и закрытыми глазами в варежках за спиной. Вдруг вы окажетесь в ситуации когда ночью на большой высоте при 30 градусном морозе вам нужно будет завязать узел… голова варить не будет, только многократное повторение и мышечная память вам помогут. А потому — практикуйте вязание альпинистских узлов постоянно!

Основные альпинистские узлы.

Есть 12 основных альпинистских узлов, которые надо уметь вязать:
  1. Узел восьмерка
  2. Узел проводник
  3. Узел австрийский проводник
  4. Узел Прусик
  5. Узел Бахмана
  6. Узел Грейпвайн
  7. Встречный узел
  8. Брамшкотовый узел
  9. Узел УИАА
  10. Узел Стремя
  11. Узел Булинь
  12. Контрольный узел
Узлы делятся на 4 группы:
  • Петлевые: восьмерка, проводник,австрийский проводник, булинь
  • Схватывающие: прусик, французский, австрийский, бахмана
  • Связывающие: грейпвайн, встречный, брамшкотовый
  • Специальные/вспомогательные: контрольный узел, уиаа, стремя, узел гарда

Двенадцать основных альпинистских узлов:

Петлевые узлы.

1. Проводник

Используется для привязывания к веревке и организации самостраховки. Узел применяется в решении множества задач в альпинизме.

Плюсы: Легко вяжется, легко запоминается. Можно завязать как на конце веревки, так и в середине. Можно завязать одним концом.

Минусы: Сильно затягивается под нагрузкой. «Ползет», в особенности на жесткой веревке.

Обязательно вязать контрольный узел!

Как вязать узел проводника:

2. Восьмерка

Простой и очень надежный узел. Используется для закрепления веревки к альпинистской обвязке, то бишь для привязывания. При привязывании к обвязке — петля узла должна быть чуть меньше размера кулака.

Обязательно вяжите контрольный узел — узел должен плотно прилегать к «восьмерке». После завязывания узла Восьмерки с контрольным узлом должен оставаться кончик веревки длиной 5-7 см.

Как вязать узел восьмерку петлей:

Как вязать узел восьмерку одним концом:

Узел восьмерка с завязанным контрольным узлом.

3. Австрийский проводник (Срединный проводник)

Узел австрийский проводник является одним из самых надежных и безопасных альпинистских узлов. Он обычно вяжется на середине веревки, когда у вас нет доступа к ее концам.

Узел многовекторный — нагрузка может идти по двум или трем направлениям, без «сбивания» узла. Австрийский проводник может использоваться для изоляции поврежденного куска веревки. Учитывая, что австрийский проводник ослабляет веревку (да узлы ослабляют веревку) меньше, чем узел проводника и узел восьмерка, то узел становится и вовсе бесценным.

Одно но: австрийский проводник нельзя вязать на конце веревки! Вяжите восьмерку.

Читайте также:  Змеиный (Кровавый) узел: как вязать, виды, преимущества и недостатки

Как вязать узел австрийский проводник:

Схватывающие узлы.

Схватывающие узлы вяжутся на 6-миллиметровых репшнурах (такая маленькая веревочка), длиной 30 см в связанном виде, петли эти называются прусиками (ну или «реп» или «репик» среди некоторых альпинистов), в честь одноименного узла.

Таких петель носите с собой две штуки минимум — упрощают трудные и страшные альпинистские будни.

Схватывающие узлы, как вы уже догадались «схватывают» веревку, то бишь держат и не дают альпинисту лететь вниз с ускорением 9.81 м/с²…

Схватывающие узлы можно использовать либо вместо жюмара, либо для подстраховки жюмара.

4. Узел прусик.

Очень полезный, широко применимый узел, изобретенный Карлом Прусиком, в честь кого и назван. Под нагрузкой узел держит — без нагрузки легко снимается. Узел легко завязать даже одной рукой, что должно уметь делать каждому альпинисту. В альпинизме всегда используйте три оборота узла.

В случае ЧП и наличии только лишь репшнура — прусик спасет вам жизнь, если вы умеете его вязать.

А теперь минусы — узел плохо держит на жестких веревках, совсем не держит на обледенелых веревках, витки сбиваются даже под небольшой нагрузкой.

Из-за всех этих минусов сейчас больше используют — Французский схватывающий и Схватывающий клеймхейст (Клеймхейст, узел Маршара, Австрийский схватывающий).

Как вязать узел прусик:

Как сделать безузловой узел и когда его необходимо применять

В рыболовном деле трудно переоценить важность узлов, которые обеспечивают надежные соединения. Особенно много они значат в карповой ловле , которая предполагает очень весомые трофеи. Один из лучших вариантов монтажей для карпфишинга – это Безузловой узел (Knotless Knot). Название его звучит очень странно, но на самом деле он устроен довольно просто и понятно и осваивается легко. При этом он обеспечивает очень надежное соединение с максимальной прочностью и позволяет вытаскивать свои трофеи, минимально рискуя потерять их на обрывах.

Особенности, характеристики, применение

Безузловой узел получил свое оригинальное название потому, что этот способ монтажа не предполагает создания полноценного узла, но при этом выполняет его функцию, позволяя надежно привязать крючок к леске.

Больше всего он востребован в карпфишинге для создания волосяных оснасток . Соответственно, монофил или флюорокарбон обычно не применяются – гораздо чаще используются плетенка или поводковый материал.

Безузловой узел совершил настоящую небольшую революцию в карповой ловле и на сегодняшний день стал, пожалуй, самым популярным способом монтажа в этом направлении рыбалки.

Его преимущества:

  • просто вяжется – справиться с монтажом крючка с помощью Knotless Knot может даже ребенок;
  • прочность его близка к 100% от первоначальной прочности поводкового материала – что становится возможным благодаря упомянутому выше отсутствию полноценного узла;
  • Knotless Knot позволяет свободно регулировать расстояние от крючка до приманки на волосе.

Как вязать Безузловой узел

Чтобы связать такой монтаж, надо:

  1. взять отрезок поводкового материала и сделать на одном конце петлю;
  2. надеть на поводок с помощью иглы бойл, в петельку вставить стопор и придвинуть приманку вплотную к нему;
  3. вставить конец будущего поводка в ушко крючка с тыльной (внешней) стороны;
  4. сделать несколько витков в направлении изгиба крючка;
  5. затем сделать один оборот к ушку;
  6. провести конец поводка в колечко крючка с тыльной стороны;
  7. смочить поводок и затянуть соединение.

Есть и немного более простая версия Безузлового узла, которая тоже обеспечивает хорошую прочность соединения. Чтобы связать ее, надо:

  1. сделать на конце поводкого материала петельку;
  2. надеть на него бойл и стопор;
  3. вставить поводковый материал в ушко крючка с внутренней стороны;
  4. сделать несколько оборотов вокруг цевья в направлении изгиба;
  5. пропустить конец поводка в ушко крючка с тыльной стороны;
  6. смочить поводковый материал и затянуть соединение.

Витков допустимо делать от 3 до 12. В среднем их мотают 6-8, такое количество можно назвать оптимальным.

Советы и хитрости

Несмотря на то, что Безузловой узел вяжется очень просто, у этого вида монтажа тоже есть свои тонкости и хитрости, которые надо учитывать, чтобы создать максимально надежное соединение.

В верхней части крючка с ушком проволока изгибается, образует кольцо, то есть непосредственно само ушко, а затем конец проволоки снова упирается в цевье. С одной стороны от цевья (справа или слева) при этом образуется плавный переход его в колечко, с другой стороны – небольшой провал между цевьем и концом проволоки.

Наматывать леску при монтаже следует так, чтобы ее первый виток ложился на сторону с плавным изгибом.

Если положить нить с противоположной стороны, она может под нагрузкой либо перетираться об острый край проволоки, либо провалиться в ушко. И то, и другое критично скажется на прочности соединения.

Когда поверх приложенной к цевью лески кладутся витки, она после затягивания соединения всегда немного уходит в направлении них. Поэтому, если приложить ее при монтаже Безузлового узла к центру цевья, она всегда будет лежать криво.

Но, чтобы получить хорошую оснастку, желательно, чтобы нить после затяжки была расположена по центру цевья. Добиться этого не так сложно. При наматывании узла ее надо прикладывать не по центру, а сбоку.

Тогда после затягивания соединения она будет располагаться строго по центру.

Можно поступить чуть более легким путем и просто поправлять леску перед тем, как окончательно затягивать ее. Но вариант с расположением поводкового материала сбоку от цевья при наматывании позволяет получать более удачные соединения.

Безузловые соединения – это один из интересных рыболовных трендов последних лет. Они привлекают рыбаков тем, что обеспечивают максимальную прочность снасти и при этом легко монтируются. Так, безузловые застежки широко применяются сегодня в спиннинге.

Безузловой узел, который актуален главным образом при создании волосяных оснасток, тоже стоит обязательно использовать своей практике. Он обеспечит надежный монтаж с максимальной разрывной нагрузкой и позволит уверенно бороться с трофеями.

Полезное видео

Как вязать Безузловой узел, наглядно показано в этом видео:

Встречный узел: как вязать с подробной схемой

Вяжем встречный узел пошагово

Существует несколько разновидностей восьмерки, но есть универсальная схема вязаная рыболовного узла, применяемая чаще всего.

Пошагово классическая вязка встречного узла выглядит так:

  1. На одной веревке вяжем обычную восьмерку. Для этого один конец троса нужно загнуть и сделать петлю. Далее нужно провести ее под основной веревкой и сделать вторую петлю.
  2. Свободный конец веревки нужно продеть в первую петлю сформировавшейся восьмерки. Со вторым концом троса нужно провести аналогичные действия, но в зеркальном отображении.
  3. Если вязка была выполнена правильно, получится переплетенная восьмерка. Останется просто ее затянуть, чтобы получить прочное соединение.


Пошаговая схема вязкиИз этой пошаговой инструкции видно, что узел вяжется очень легко, но обладает достаточной прочностью для использования в туризме, альпинизме и морском деле. Единственный нюанс, который следует учитывать, это то, что для вязки лучше использовать веревки одинакового диаметра.

Двойной

Основной для вязки двойного встречного узла является обычный. Его отличие от классического состоит в том, что он вяжется и выглядит немного по-другому, за что и получит название «кроличьи уши».


Схема двойного встречного узлаНа практике двойной встречный узел часто используется в рыболовном деле для крепления фидерных снастей, а также в альпинизме и скалолазании для обеспечения запаса прочности и выравнивания нагрузки на две точки страховки.

Как и в классическом исполнении, соединение состоит из двух петель, каждая из которых несет примерно половину нагрузки. Размер петель можно свободно регулировать.

Итак, связать двойной встречный узел несложно. Сначала нужно завязать на веревке обычную восьмерку. Длинной открытой петлей нужно сделать две двойные петли. Это поможет завязать качественную восьмерку. Далее конец открытой петли следует пропустить под, над и вокруг всего соединения. Теперь останется только сильно затянуть трос, чтобы надежно закрепить обе петли.

В результате у вас получится очень прочное соединение, которое можно использовать не только в качестве страховки, но и как сидение.

Классический

Детальную пошаговую схему завязывания классического встречного узла мы приводили в предыдущих разделах. Однако хотелось бы напомнить об описании этого типа соединения.

Встречный узел получил свое название абсолютно заслуженно, ведь конец одной веревки как бы идет навстречу другом, и одновременно подводится вниз под уже сформированной петлей.


Так выглядит классическое веревочное соединениеВ классическом исполнении такой тип соединения использовался для связывания двух отдельных веревок. Его основное преимущество в том, что даже после намокания троса узел не распустится, а для того, чтобы развязать его, следует сильно потянуть за один из концов. В комплексе с простотой вязки это делает встречный узел одним из самых надежных соединений.

Вяжем фламандский встречный узел

1. Итак, нам потребуется две веревки. Сперва, проводим манипуляции с первой. Необходимо образовать петлю, пустив ходовой конец поверх основной веревки.

2. Заведите конец вниз и проденьте сквозь образовавшуюся петлю.

3. Ходовой частью второй лески проходим через петлю.

4. Обогнув ходовой конец лески вокруг первой веревки заводим его внутрь первой образованной петли.

5. Проводим конец под второй петлей.

6. Затягиваем и узел готов.

Применение узла

Узел восьмерка встречная применяется в мореходстве для скрепления двух концов веревки или троса, а так же порвавшегося каната. Этот узел довольно надежен и распространен и нашел себе широкое применение так же и на суше. На суше этот узел широко применяется в бытовой жизни для удлинения и ремонта бельевых веревок.

Еще фламандский узел применяется в рыболовстве, он настолько хорош, что легко и надежно скрепляет два конца тонкой рыболовной лески.


Безопасность использования узла

Для сильных нагрузок рекомендуем использовать шнуры одного диаметра. Концы должны оставаться длинными.

Узлы часть 1. Базовые узлы

Существует множество разных узлов со схожим и различным применением (К. Ашлей описал их около 700 видов). Такое огромное разнообразие связано с тем, что верёвка применялась человеком с момента его выхода из пещер (хотя даже раньше), а верёвка без узлов почти бесполезная штука. Вот и придумывались узлы, сначала простые и не надёжные, со временем более изощрённые, удобные и надёжные. И со временем их и стало такое множество что знать их все просто невозможно. Но можно выучить основные, которые удовлетворят любые запросы.

Итак, для начала вы должны запомнить, что каждый узел ослабляет верёвку на 30-60%, а это не мало. Ослабление тем больше, чем сильнее веревка перегибается и сдавливается. Это из-за того, что в месте перегиба нагрузка на волокна распределяется неравномерно, самые большие напряжения испытывают те волокна, которые расположены на внешнем радиусе изгиба. Поэтому старайтесь не вязать лишних узлов, а также соизмеряйте нагрузку на верёвку с конкретным узлом.

Так, если нагрузка, которую будет испытывать верёвка не велика, то можно применять более простые и легковяжущиеся узлы, в которых она будет значительно перегибаться. Но когда дело касается серьезного веса, либо, когда от прочности верёвки зависит жизнь и здоровье человека, то необходимо применять более надежные узлы, о которых я и расскажу. К тому-же не стоит забывать, что некоторые узлы могут затягиваться настолько, что их потом так просто не развязать. А особенно трудно когда верёвка под нагрузкой.

Читайте также:  Стопорный узел на основе Клинча: как вязать, советы и похожие узлы

Встречный проводник

Один из древнейших узлов. Может применяться для связывания веревок как одного, так и разного диаметра, неплохо держит, легко вяжется и не «ползет». Также, это практически единственный узел, который подходит для связывания лент.

Недостатки: значительное ослабление верёвки, а также очень сильное затягивание вплоть до невозможности развязать.

Рекомендую применять его для связывания лент и сочетаний лента-верёвка, а также для постоянных оттяжек.

Прямой

В «Книге узлов Ашлея» (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее: «Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначение — им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползёт и опасен, когда намокнет. После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линём к коренному концу.»

Этот узел применяется для соединения двух верёвок одинакового диаметра. Он легко вяжется и может быть относительно легко развязан, для этого нужно сильно и резко дернуть за ходовой или коренной конец одного из канатов. Использование без контрольных узлов не допустимо.

Недостатки: сильно затягивается, самопроизвольно развязывается (особенно на скользких, мокрых и обледенелых верёвках), требует контрольных узлов.

Рекомендую при помощи прямого узла делать неответственные соединения верёвок одного диаметра, при этом не забывая о «контрольках».

Стремя (выбленочный)

Издавна этот узел применялся в морском деле для крепления к вантам выбленок – поперечных отрезков смоленого троса, которые служили ступеньками для подъема на мачту, отсюда и получил свое название. А в незатянутом варианте он похож на стремя.

Применяется в качестве опоры для ног, в том числе и в середине верёвки. Им очень удобно крепить верёвку к гладким поверхностям, таким, как мачта, бревно, ветка и т.д. Стремя никогда не затянется намертво и его даже не нужно развязывать, достаточно просто снять верёвку и узел сам распадется. Если в качестве коренного (нагруженного) конца используется один конец верёвки, то нужна «контролька» завязанная ходовом (свободным) концом.

Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках.

Стремя может быть завязано двумя способами – с использованием петель и одним концом. При создании опоры для ноги, а также креплении на открытом бревне, удобно вязать узел с использованием петель. Для этого нужно взять верёвку двумя руками и одновременно скрутить её, чтоб образовались две петли как на фото снизу и дальше наложить одну на другую.

Завязывание стремени при помощи петель

Когда-же опора не имеет свободного конца стремя нужно завязывать вторым способом — одним концом.

Завязывание стремени одним концом

Узел на опоре будет иметь следующий вид:

Стремя в затянутом виде

Можно одним из концов верёвки сделать ещё один оборот вокруг опоры, тогда узел будет крепче держать.

Встречная восьмерка (фламандский узел)

Узел возник в Европе около 800 лет назад, применялся в мореходстве для скрепления двух концов троса или каната, на суше с его помощью удлиняли бельевые верёвки.

Встречная восьмерка очень крепкий и надежный узел, не «ползёт» и не сильно уменьшает прочность верёвки. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, хорошо подходит для связывания рыболовной лески. Хорошо использовать для создания утолщений на верёвке.

Недостатки: медленно вяжется и сильно (хоть и не «намертво») затягивается.

Восьмёрка (фламандская петля)

Разновидность фламандского узла, очень надёжный и распространенный, сильно не затягивается и не «ползёт». Восьмёрка применяется, главным образом для создания надежной петли и для организации связок в альпинизме. Она может быть завязана в середине верёвки.

Простой штык

Достаточно распространенный морской узел, возник в Европе приблизительно сто лет назад. Узел настолько надежен, что даже корабли королевской флотилии привязывались им к причалам.

Простой штык, несмотря на свою простоту, выдерживает огромную нагрузку, никогда не затягивается и может быть легко развязан. Применяется для привязывания верёвки к опоре, проушинам, кольцам и т.д. Необходимо на свободном конце вязать контрольный узел.

Недостатки: узлы штыка «ползут», необходим контрольный узел.

Рекомендую использовать его для крепления к опоре там, где верёвка испытывает значительные нагрузки (например, при наведении переправы).

Булинь

Этим узлом восхищаются люди, имевшие дело с вязанием тросов. А английская морская наука называет его «королевским» узлом. Исследования показывают, что булинь получил широкое распространение на флоте в Древнем Египте и Финикии ещё несколько тысячилетий назад.

Булинь считают одним из наиболее древних и совершенных морских узлов. Он обладает уникальными свойствами, никогда не затягивается намертво и самопроизвольно не развязывается, не портит верёвку под тяжестью и очень просто завязывается. Применим ко всем типам верёвок и канатов.

Булинь применяется для крепления верёвки к опоре, проушинам, кольцам и так далее. Может использоваться для вязания незатягивающейся петли. Необходим контрольный узел.

Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках, требует контрольный узел.

Прусик

Придуманный Карлом Прусиком в 1931 году, относится к схватывающим узлам и применяется для страховки альпинистов при вертикальном подъёме. При срыве узел затягивается на основной верёвке предохраняя от падения. Прусик работает в оба направления и при подъёме руку нужно держать строго под узлом. Плохо работает на мокрой или обледенелой верёвке. Кроме страховки может быть применен для непосредственного подъёма (вместо жумара) и для натяжения каната методом полиспаста. Завязывается репшнуром диаметром 6-7 мм. вокруг 9-14 мм. верёвки. Желательно вязать 3-4 витка.

Недостатки: не всегда срабатывает при срыве, особенно на обледенелой верёвке и при жестком репшнуре.

Шкотовый и брамшкотовый

Данный узел является узкоспециализированным морским узлом. Он был придуман и применялся для фиксации шкот в кренгельсе парусного полотна. Отсюда он и получил свое название. Широкое распространение шкотовый узел получил в 15 веке, когда появились новые парусные системы.

Шкотовый узел очень удобный для привязывания троса к готовой петле, под большой нагрузкой не портит верёвку. Вяжется он очень легко и быстро, а под нагрузкой не затягивается. Его важной особенностью есть то, что работает узел только при постоянной нагрузке. При переменной «ползёт», а без нагрузки самопроизвольно развязывается. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, привязывания верёвки к готовой петле или кольцу. Обязательно требуется наличие контрольных узлов на ходовых концах обоих верёвок.

Брамшкотовый узел, это дальнейшее развитие шкотового, на изображении он последний. Для его завязывания необходимо сделать ещё один оборот прикрепляемой верёвки вокруг петли. Этот узел более надёжный чем шкотовый и сохраняет все его положительные и отрицательные качества.

Недостатки: работают эти узлы только при постоянной нагрузке, при переменной «ползут», требуют контрольных узлов.

Академический

Этот узел произошёл от прямого, при этом он имеет ещё один оборот верёвки вокруг основного каната. Применяется он для связывания верёвок разного диаметра, при этом хорошо держит и относительно легко развязывается. Можно применять большее количество витков (до 4). При переменных нагрузках «ползёт», но, в отличии от шкотового, при снятии нагрузки самопроизвольно не развязывается. Требует контрольных узлов. Этот узел запрещено применять для организации навесных переправ.

Недостатки: «ползет» при переменных нагрузках, требует контрольных узлов.

Следующие части (Узлы часть 2. Более продвинутые узлы, Узлы часть 3. Более редкие, но полезные узлы.) будут посвящены полезным, но более сложным узлам, знать которые тоже полезно. Но для начала необходимо хорошо изучить эти, основные узлы и уметь применять их на практике.

Может кому пригодится, узлы вязать

Одни иероглифы, говорит не по нашему, но все и так понятно.

Дубликаты не найдены

Не совсем то, но на канале куча видосов по теме. Надеюсь, английская речь не остановит пытливый ум.

Вот здесь по нашему написано.

Вот вот. И нехер извращаться. На флоте узлов понапридумано на все случаи жизни. А еще есть марочка. Обожаю накладывать марки.

очень большая часть классических морских узлов неактуальна для современных типов верёвок, надо обязательно проверять, насколько тот или иной узел работает на синтетической оплётке

В промальпе надо знать минимум 12 узлов..

“бантик” – это двойной рифовый узел. если промальп ходит в обуви, у которой есть шнурки – то этот узел пригодится )

да хотя бы “простой штык”, он же “двойной полуштык”

1. видео идиотское. сравнение плетеной петли и штыка.

2. Вот правила завязывания простого штыка:

Обнести опору.
Последовательно завязать пару одинаковых полуштыков так что бы получился выбленочный узел вокруг коренного конца
Обязательно закрепить ходовой конец троса за коренной.

Если вам нужен крепкий узел из штыка – наложите марочку на пару ходовой и коренной конец. Или обвяжите опору левым булинем или беседкой.

На синтетической верёвке рекомендуется делать штык с обросли, 5 полуштыков и ОБЯЗАТЕЛЬНО контрольку в конце.

А так привязать верёвку к опоре можно не только одним узлом. Помимо упомянутого булиня ещё есть восьмерка одним концом, девятка, стремя.

Просто взяли набор игл для веревок и воткнул конец под оплетку верёвки. И марку (оьвязку нитью) возле выхода конца наложили.

Простой процесс, rope splicing называется

да какая к черту разница?

попробуйте его для начала развязать. а потом уже сравнивать по крепости со штыком. а потом сравните удобство развязывания огона и штыка.

это узлы _РАЗНОГО_ назначения.

Давайте прицепим на жесткую сцепку мотоцикл и самосвал и посмотрим кто кого перетянет.

“плетёная петля” – это огон (он же eye splice).

Вот ещё одна “идиотская” статья, где сравниваются “классические узлы” на современных материалах. https://www.yachtingmonthly.com/sailing-skills/strongest-sai.

Вот ещё статья Робина Нокс Джонстона (надеюсь, он сойдёт за достаточно авторитетное лицо в яхтинге) http://www.covarimail.com//userfiles/280_2226/File/GGR dismastings Report.pdf

“Research has shown that knots, such a bowline, reduce the strength of a hawser by as much as 70%. A splice reduces the strength by around 30%, but , with modern rope, it needs to be tapered at its end to avoid a hard point, and should be inserted within its standing part by 50 diameters to achieve sufficient strength.”

О да! Давайте привязывать лодки плетеными петлями или двойными рыбацкими. Самое оно потом отвязывать. Намокшие, после того когда лодка на волне поплясала.

Особенно когда топор забыл.

С тем же успехом привяжите лодку двойным выбленочным и наложите марку на концы. Хорошую добротную марку из каболки.

Вы херню то не несите.

Читайте также:  Узел Паломар: видео, виды и схемы с подробным фото

Каждый узел для своей цели.

И кстати, огон и даблфишермен известны задолго до появления синтетических вервий

Что-то вы разошлись. Напомню, исходный комментарий звучал так “надо обязательно проверять, насколько тот или иной узел работает на синтетической оплётке”. Никто о кардинальном отказе не говорит, вы с блеском опровергаете собственные утверждения. На большинстве лодок, кстати, неленивые капитаны или экипаж очень быстро приходят к тому, что для швартовых огоны идеально подходят: под утку лодки подгоняется в размер, а ходовой конец вяжется на кнехт любым подходящим способом.

Я вас попросил привести примеры узлов которые перестали работать на синтетике.

А вы мне что дали? Некорректное сравнение дух совершенно разных узлов. А потом еще накинули статейку про, по сути, сравнение веревок двух разных производителей и про некорректное сравнение узлов.

На все остальное я могу сказать только, что я почти полвека прожил в приморском городе и до 20 с копейками лет в семье профессионального моряка.

Вам дали: 1. пример узла, который стал “ползучим” на тросе в синтетической оплётке, который вообще ни разу не ползёт на классическом трёхпряднике (Two half-hitches will never slip и Three half-hitches are enough for the Royal Yacht)

2. статью с исследованием прочности распространённых узлов на популярных моделях

3. статью Робина Нокс Джонстона (человек, первым в мире совершивший одиночное безостановочное кругосветное плавание и, впоследствии, ещё 13 кругосветок в качестве гонщика и капитана-наставника.

(с уважением, непрофессиональный не моряк, яхтенный рулевой по МТРФ, постоянный член экипажа двух яхт, победитель и призёр (в составе экипажей) нескольких клубных регат скромного приморского пятимиллионного городка)

Рыбацкие узлы

9 минут Автор: Юрий Поляков 0

  • Требования
  • Области применения
  • Стопорные
  • Для связывания двух лесок
  • Для привязывания крючков и рыболовной фурнитуры
  • Петли
  • Другие случаи применения узлов
  • Рыболовные узловязы
  • Прочность рыболовных соединений
  • Заключение
  • Видео по теме

Одним из важнейших элементов снасти, которым нужно придавать особое значение, являются рыболовные узлы. От правильности их выполнения порой зависит результат очередного выезда на водоем. Обидно бывает из-за некачественного соединения частей оснастки упустить выдающийся трофей или потерять любимую приманку.

Сегодняшний обзор позволит выбрать оптимальный узел на все случаи жизни. Здесь же мы представим графические схемы и видео вязания наиболее популярных соединений для рыбалки.

Требования

К узлам предъявляются определенные требования, продиктованные практикой их внедрения.

  • завязываться просто (и легко запоминаться);
  • не развязываться самопроизвольно под нагрузкой либо после её снятия;
  • не “ползти” при переменных нагрузках;
  • не затягиваться “намертво” без необходимости;
  • соответствовать собственному предназначению.

Области применения

Все рыбацкие узлы можно классифицировать по тому, где и как они используются в рыболовной снасти. По этому критерию выделяют следующие их виды:

  • стопорные;
  • для связывания двух лесок, в том числе разных по материалу;
  • для привязывания крючков;
  • для рыболовной фурнитуры;
  • узлы-петли;
  • универсальные.

Универсальными некоторые узлы называются из-за того, что их можно использовать в различных соединениях.

Стопорные

Назначение этого типа узлов понятно из его названия – он работает в качестве стопора в ряде рыболовных оснасток. Чаще всего он применяется в монтаже удочки со скользящим поплавком. Здесь он ограничивает вертикальный ход важнейшего элемента снасти и задает глубину расположения крючка с приманкой.

Узелок завязывают непосредственно на леске выше поплавка и делают его скользящим. Это необходимо для оперативной настройки снасти. Кроме этого, к нему предъявляют и такие требования:

  • Надежная фиксация на леске, исключающая смещение поплавка. Иногда для предотвращения этого ставят сразу два стопора.
  • Скользить узел должен не самопроизвольно, в момент заброса или вываживания, а только будучи передвигаемым самим рыболовом, причем с некоторым усилием.
  • Он должен легко проходить через все колечки удилища, включая самое миниатюрное на тюльпане. Это необходимо в том случае, когда глубина ловли значительно превышает свис оснастки.
  • Ни в процессе завязывания, ни при перемещении по оснастке стопор не должен деформировать основную леску, чтобы не ослаблять ее прочность.

Маркерный

Этот узелок, кроме функции стопора для поплавочной снасти, может быть применен в качестве маркера для фидера. В этом случае его вяжут на основной леске для контроля дальности заброса оснастки.

Важно! Перед окончательным затягиванием узла его необходимо смочить водой или слюной во избежание деформации лески.

Двойной

Двойной стопор вяжется из отрезка сложенной вдвое лески. Он получается более толстым, чем маркер, поэтому применять нужно более тонкие жилки, иначе будет затруднительно проскальзывать сквозь кольца.

Для связывания двух лесок

В большинстве рыболовных снастей применяются поводки, одна из областей применения таких улов именно эта. Кроме этого, ими можно:

  • связать основную леску и шок лидер, причем использовать для соединения лески из разных материалов и диаметров;
  • оперативно восстановить обрыв оснастки;
  • сделать соединение подлеска с основой.

Тройной

Этот один их простейших рыбацких узлов в полной мере можно назвать универсальным. Его используют многие рыболовы в самых разных случаях.

Из-за тройного перехлестывания сразу двух жилок соединение получается толстым и немного грубоватым. Поэтому применять его нужно в тех местах оснастки, где не нужна особая изящность, а важна лишь прочность.

Blood knot

Это название переводят на русский язык по-разному. Чаще всего – просто «кровавым», а иногда – «кровные узы». Второе имя, на наш взгляд, лучше отражает суть узла, ведь соединение выполняется аналогичными действиями на обоих частях лески.

Важно! Для соединения слишком разных по толщине лесок «кровавые узы» лучше не применять.

Многим рыболовам представленный узел также известен, как «змеиный».

Морковка

Свое название соединение получило из-за характерной конической формы готового узла. Благодаря этому считается одним из лучших для связывания основной плетеной лески и монофильного шок-лидера.

Лидер

Еще один вариант для связывания основы с шок-лидером. Соединение также получается миниатюрным, позволяющим легко скользить сквозь кольца на бланке удилища.

Олбрайт

Этот узел особенно хорош в соединениях тонких лесок и шнуров. Причем материалы обеих жилок могу иметь совершенно разные структуры и диаметры.

Для привязывания крючков и рыболовной фурнитуры

Важнее всего в построении рыболовной снасти грамотное привязывание крючка, вертлюжка или другого элемента рыболовной фурнитуры. Далее мы рассмотрим варианты соединений именно этого типа.

Паломар

Паломар применяет подавляющее количество рыболовов-спиннингистов для монтажа своих приманок. Узел прост, но многие не понимают, как его правильно вязать, поэтому мы вместе со схемой дадим краткую пошаговую инструкцию.

Порядок создания паломара таков:

  1. Конец лески около 20 сантиметров складываем вдвое.
  2. Образовавшуюся петлю вводим в ушко вертлюга, карабина или приманки.
  3. Перехлестываем ею рабочую нить с образованием простого узла.
  4. Набрасываем петлю на элемент оснастки сверху и опускаем ее до основания.
  5. Затягиваем, потянув одновременно за рабочий и ходовой концы лески.
  6. Отрезаем лишнее, оставляя примерно один сантиметр.

Рапала

Этот узел рекомендовал еще легендарный финн Лаури Рапала для монтажа спиннинговых приманок в том случае, когда требуется свободное движение леске в колечке воблера или блесны.

Тромбонная петля

Этот узел – один из популярнейших для привязывания крючков, его также часто называют «наружная обмотка цевья».

  1. Берём леску и складываем её вдвое так, чтобы хвосты располагались параллельно цевью крючка.
  2. Сложенную петлю прижимаем к основанию крючка.
  3. Далее рабочим концом лески делаем 6–8 оборотов вокруг цевья.
  4. Конец лески аккуратно продеваем в получившуюся петельку и затягиваем.

Гриннер

«Гриннер», или «Юни» можно считать своего рода универсальным узлом по применению как в направлениях рыбалки, так и в местах крепления различных элементов. Это соединение представляет собой самозатягивающуюся петлю, которая становится крепче в процессе эксплуатации.

Улучшенный клинч

Клинч и улучшенный клинч так же, как и предыдущий узел, зарекомендовали себя, как наиболее крепкие соединения лески с крючком или вертлюжком. Они используются для любых типов лесок: монофильной, плетеной, флюорокарбоновой.

Безузловой

Это соединение лески с крючком называется так оригинально из-за того, что при его создании не образуется узел в прямом нашем понимании. Безузловка позволяет быстро связать волосяную оснастку. Каждый карпятник владеет техникой ее изготовления в совершенстве.

Внимание! Получившаяся в ходе вязки петля служит для монтажа бойла, кукурузы или иной приманки.

Петли

В рыболовных монтажах часто используются петли. Они служат для соединения частей оснастки и для размещения в них дополнительных элементов.

Простая

Простая петля или «восьмерка» известна большинству рыболовов и не представляет собой ничего сложного.

Хирургическая

Этот тип петли отличается от предыдущей только количеством витков.

Соединение петля в петлю

Популярное соединение позволяет быстро сочленять две части оснастки. При этом нужно соблюдать правильность расположения лесок.

Опишем процесс на примере подсоединения поводка к основной леске:

  1. Конец поводка с крючком продеваем в петлю основной лески.
  2. Затем крючок пропускаем через петлю на поводке.
  3. Осторожно подтягиваем петли друг к другу.
  4. Убедившись в правильности расположения петель, затягиваем.

Другие случаи применения узлов

Ранее сказанное относилось исключительно к любительским снастям на основе той или иной лески. Но ведь в рыбалке есть и другие места, где нужны разного вида узлы.

Рыбацкий штык

Например, каким узлом можно привязать якорь для лодки? Для этого существует отличный узел, известный многим под названием «рыбацкий штык».

  1. Канат нужно пропустить в отверстие якоря и сделать один виток.
  2. Далее необходимо завести конец шнура за основную веревку и продеть в обе получившиеся петли.
  3. Еще один раз следует заправить конец каната за основу и продеть в образованную петлю.
  4. Затем закрепить конец к основе тонким шнуром, пластиковой стяжкой или мягкой проволокой из любого металла.

Для посадки сетей

Интересные узлы применяются для рыболовных сетей, в частности, для их так называемой посадки. Одним из лучших в этом ряду считается «свиное копытце».

Рыболовные узловязы

В некоторых случаях при вязке узлов не обойтись без специальных приспособлений. Продолжая тему о сетях, скажем, что опытные рыболовы в этом случае применяют специальный челнок.

Следующие приспособления призваны помочь людям с нарушениями мелкой моторики пальцев. С их помощью можно оперативно создавать нужные петли или привязывать крючки.

Узловязы для крючков имеются в двух вариантах:

  • простого;
  • автоматического.

Если простой узловяз можно сделать из подручных средств, то автоматический обычно заказывают по интернету у наших друзей – китайцев.

Автоматический узловяз может работать от батарейки или от вращения рукоятки.

Прочность рыболовных соединений

В конце статьи приведем данные испытаний, которые проводились по выявлению прочности рыболовных узлов.

Наименование узлаПроцент сохранения узлом первоначальной прочности лески
Петля в петлю95
Паломар94
Хоумер89
Гриннер85
Тройной80
Усовершенствованный клинч79
Кровные узы76
Клинч74

Заключение

Важность знания рыболовных узлов неоспорима. При этом не следует стараться выучить их все, главное – хорошо уметь вязать наиболее приемлемые для вас 2–3 варианта, тогда вы будете уверены в прочности своей снасти.

Ссылка на основную публикацию